"Улисс" в Мастерской П. Фоменко: по заявкам

"Раз мы не можем сменить родину, давайте сменим тему!"

Как и обещала, пишу рецензию на спектакль "Улисс", который посетила 12.10.2014 в Мастерской П. Фоменко, г. Москва, метро Кутузовская.
Не то чтобы это прямо рецензия... Я не слишком опытный театрал, чтобы критиковать или рецензировать театральные действа. Но зато я прекрасно умею описывать свои впечатления, чем сейчас и займусь.

И да, я не буду использовать КАПСЛОК (хихи), чтобы подчеркнуть свои эмоции, потому что заказчик (здравствуйте, заказчик) потребовал, чтобы его в моей "рецензии" не было. Вот и ладненько. Вот и не будем.

Итак, должна сказать, что после спектакля "Улисс" во мне проснулось странное желание посещать театр чаще, чем раз в два месяца. Зал был почти полный, разве что балкон, куда меня поместили согласно билетам, пустовал. Спускаться в партер особо не хотелось, потому что иметь в распоряжении целый балкон круче, ящетаю. Тем более, что под одним из кресел мы обнаружили блеск для губ.

Спектакль должен был начаться в 17:00, а закончиться, по моим скромным подсчетам, в 22:50. Начался он в 17:10, а пальто из гардероба я взяла уже примерно в 22:30, так что ожидания почти оправдались. Посетила я "Улисс" вместе с товарищем, который великодушно предоставил мне свою компанию на два акта из трех. Далее он использовал аргумент "да не, ты че!", чтобы тихонечко свалить с третьего акта, а мне вслед бросил что-то вроде "ну ты опасная!", потому что я благополучно осталась посмотреть и третий акт.

Должна сказать, что мое знакомство с одноименным произведением Дж. Джойса происходило в несколько этапов.
1. Я попыталась прочитать книгу, но бросила ее, когда увидела, что ридер все так же показывает мне 1% прогресса, в сюжете все еще ничего не произошло, а я уже 35 раз перелистнула страницу.
2. Я попыталась посмотреть фильм, но он был тленный, черно-белый, а одна из цитат звучит как "Все на месте и без тебя и пребудет всегда", так что это у меня тоже не особенно получилось. Плюс ко всему, я принципиально смотрела его в оригинале, что еще больше взрывало мозг.
3. Семинар в МГУ по произведению "Улисс", в ходе которого все мои одногруппники страшно возмущались, что в книге ничего не происходит, как это вообще можно читать, что за поток сознания и "куда вообще все это пихать" (с).

То есть, можно сказать, что я знала, чего ожидать, но очень поверхностно. Я разобью отзыв на пункты, чтобы его было удобнее воспринимать и, ежели что, просто пропускать те пункты, на которые вам начхать.

1. Актеры.

Я посмотрела только первые полчаса фильма "Улисс", но заметила, что актеры в спектакле странным образом выглядят точно так же, как и тамошние актеры. Это показалось мне забавным, так как я никогда не замечала ничего общего между россиянами и британцами.
Мне очень понравился удалец, который изображал Стивена Дедала. Нет, не только потому, что он был самым молодым и горячим артистом, но еще и по другой причине. Ладно, только по этой, наверно.
Так-то вообще, конечно, хороши были все: и Леопольд Блум, который то прыгал по сцене как козочка, то валялся на ней же, то ползал, но при этом выглядел одинаково представительно и благородно. По сюжету он еврей, а окружающие его персонажи недалеки от антисемитизма, так что ему не раз доставалось. Ни разу не заметила переигрывания, но вот очень часто не могла понять, что же он там говорит, этот Блум. Русский у меня, вроде как, родной язык, но I still had no idea. Что примечательно, мой товарищ тоже хмурился и безуспешно прислушивался, но в итоге забил, как и я.
Колоритными были все. Женская часть актерского состава даже не бесила, что вообще сложно представить. Ни одна из них не вызвала у меня скептической ухмылки, а некоторым я даже сопереживала. Кстати, поют женщины у них не очень, а вот Стивен Дедал, however... Да, пожалуй, вот еще почему он мне понравился - из-за его прекрасного классического баритона.
В третьем акте было очень много Молли, это которая жена Блума, которая дико ему изменяет со всеми вокруг, а он лох и делает вид, что все ок. Так вот, эта самая Молли зарядила монолог на добрых 45 минут! У меня вопрос: как можно выучить столько текста и не забыть его? Ведьма. Они все колдуны. Странная профессия.

2. Сюжет.

Конечно, я не поняла и половины. Бытует мнение, что в произведении особо ничего не происходит, и ценно оно именно своим стайлом и языком. Может, и так, только вот в середине второго акта мы с товарищем просто хватались за голову и раскрывали рты в немом крике "ЧТОООООО?". Просто очень сложно бывало связать сцены между собой, а еще сложнее бывало связать между собой две реплики. Складывается ощущение, что мы наблюдаем рандомный абсурд, а автор неплохо принял на грудь. Но зато в спектакле есть куча крутого юмора, который иногда был (не)много пошловатым.

- Как она поняла, что она мне нравится? Я к ней в профиль не поворачивался!

Персонажи очень много обсуждали Шекспира и любовь, пели, танцевали ирландский степ и жаловались на явственные притеснения ирландцев со стороны англичан. В общем-то, аутентичность почувствовалась, а увенчивала атмосферу ирландская фолк-музыка.

3. Зрелищность.

Декорации были очень интересными и совсем не статичными. То клетка в виде лампы с потолка опустится, то лестницу по всей сцене провернут, то качелю на эту лестницу навесят - в общем, много чего интересного было. Со светом тоже хорошо у них так все получилось, годно. Например, когда Стивен Дедал вдруг резко начинает разговаривать сам с собой посреди диалога или терзать себя странными мыслями, свет на всей сцене полностью пропадает, а единственный луч направлен на него. В общем, очень круто, но иногда сложновато уследить. Иногда именно декорации сбивали с восприятия действа, потому что локация частенько не была понятна без предусмотрительной подписи, выведенной на сцену с помощью проектора. Но ведь это театр, а не кино, здесь рулят условности, да?

Конечно, из-за огромной длительности спектакля впечатление немного подпортилось, так как я с 2 часов дня и до 12 ночи ничего почти не ела, а в театре успела ВЫХВАТИТЬ (Дим, ну один раз можно капслок, да?) только кусочек торта с водичкой. Очень хотелось есть, а это чувство никакое искусство мне никогда не перебьет, такая вот я приземленная. Я заметила, что очень мало кто из зрителей решил покинуть спектакль до его логического окончания, что меня очень удивило, так как я наслушалась о том, как люди просто пачками уходят с Джойса.

Теперь я трансформировалась в театрала и гуглю крутые спектакли, так что "Улисс" сделал несколько добрых дел:
1. разбудил во мне охотника до искусства
2. помог мне хорошо провести воскресенье
3. открыл еще одно культурное место в Москве

Спасибо, Дима!

З.Ы. Перед тем как написать этот отзыв, мне пришлось прочитать краткое содержание книги, чтобы заполнить некоторые пробелы (много, много пробелов) после просмотра спектакля. Интересно, это ли только я недалекая, или же такое явление вполне нормально?